|
Вопрос 1. Какие
документы и в какой налоговый орган необходимо
представить в целях приведения устава общества с
ограниченной ответственностью в соответствие с
Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ?
Согласно пункту 4 статьи 12
Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах
с ограниченной ответственностью» изменения, внесенные в
устав общества, подлежат государственной регистрации и,
в рассматриваемом случае, приобретают силу для третьих
лиц с момента такой регистрации. Поэтому обществам
необходимо после проведения внутри организации
мероприятий, связанных с внесением в устав
соответствующих изменений, обратиться в налоговый орган
по месту своего нахождения, осуществляющий регистрацию
юридических лиц. Документы, которые должны быть
представлены в регистрирующий орган в данной ситуации,
перечислены в статье 17 Федерального закона от
08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей»: — заявление о
государственной регистрации; — решение о
внесении изменений в учредительные документы
общества; — изменения, вносимые в учредительные
документы общества. Указанные изменения могут быть
представлены в виде непосредственно изменений или устава
в новой редакции; — документ об уплате
государственной пошлины в размере 400 руб.
Вопрос 2. Какую форму
заявления о государственной регистрации необходимо
использовать при приведении устава общества с
ограниченной ответственностью в соответствие с
Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ? В
рассматриваемой ситуации следует использовать форму №
Р13001 «Заявление о государственной регистрации
изменений, вносимых в учредительные документы
юридического лица». При этом необходимо отметить
следующее. Форма № Р13001, утвержденная постановлением
Правительства РФ от 19.06.2002 № 439, не содержит
строки, позволяющей отметить, что в данном случае
изменения вносятся в устав общества в целях приведения
его в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 №
312-ФЗ (далее – Закон № 312-ФЗ). Однако указанное
условие, учитывая положения пункта 5 статьи 5 указанного
Закона, является основанием для внесения регистрирующим
органом в Единый государственный реестр юридических лиц
(ЕГРЮЛ) одновременно с государственной регистрацией
изменений устава сведений о размерах долей участников
общества. Представляя в регистрирующий орган
заявление по утвержденной форме № Р13001, к нему
(согласно пункту 3.7 раздела IV Методических
разъяснений по порядку заполнения форм документов,
используемых при государственной регистрации
юридического лица, утвержденных приказом ФНС
России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@) необходимо
приложить отдельный лист, подписанный заявителем, в
котором указать, что данные изменения вносятся в устав в
целях приведения его в соответствие с Федеральным
законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ. Данный лист является
неотъемлемой частью подаваемого в регистрирующий орган
заявления и должен быть «прошит» с заявлением.
Количество листов подтверждается подписью заявителя или
нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки
(пункт 4 Требований к оформлению документов,
используемых при государственной регистрации юридических
лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных
предпринимателей, утверждены постановлением
Правительства РФ от 19.06.2002 № 439). При
отсутствии в заявлении о государственной регистрации
указанного листа с соответствующим уточнением налоговый
(регистрирующий) орган не будет проинформирован, что
одновременно с регистрацией устава необходимо внести в
ЕГРЮЛ сведения о размерах долей участников общества.
Проверять же устав на соответствие Закону № 312-ФЗ
регистрирующий орган не вправе в силу положений пункта
4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Заявитель может использовать также рекомендуемую
форму № Р13001, размещенную на сайте ФНС России в
рубрике «Государственная регистрация и учет
налогоплательщиков», которая содержит специальную строку
о приведении устава общества в соответствие с Законом №
312-ФЗ.
Вопрос 3. Каковы
последствия не приведения устава общества с ограниченной
ответственностью в соответствие с Федеральным законом от
30.12.2008 № 312-ФЗ до 1 января 2010
года? Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ
(далее – Закон № 312-ФЗ) установлен срок для приведения
уставов обществ в соответствие с действующей с 1 июля
2009 года редакцией Федерального закона от 08.02.1998 №
14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» —
не позднее 1 января 2010 года. Однако из Закона № 312-ФЗ
не следует, что после указанного срока общества с
ограниченной ответственностью не вправе продолжить
свою деятельность и внести необходимые изменения в
устав. Учитывая вышесказанное, не приведение уставов
обществ с ограниченной ответственностью в соответствие с
Законом № 312-ФЗ не повлечет за собой их автоматическое
исключение из ЕГРЮЛ. Регистрирующие органы будут
осуществлять регистрацию изменений уставов обществ в
целях приведения их в соответствие с Законом № 312-ФЗ и
после 1 января 2010 года. При этом до приведения
устава общества в соответствие с Законом № 312-ФЗ (как
до, так и после 1 января 2010 года) он будет действовать
в части, не противоречащей новым требованиям
законодательства об ООО. Кроме того, до
приведения устава в соответствие с новыми требованиями
законодательства в Едином государственном реестре
юридических лиц будут отсутствовать сведения о размерах
долей участников общества, поскольку регистрирующий
орган обязан их внести при регистрации нового устава
общества. Вопрос 4. В
соответствии с пунктом 2 статьи Федерального закона от
30.12.2008 № 312-ФЗ уставы и учредительные договоры
обществ с ограниченной ответственностью, созданных до 1
июля 2009 года, подлежат приведению в соответствие с
указанным Федеральным законом. Должен ли учредительный
договор общества после приведения в соответствии с
законом представляться в регистрирующий орган наряду с
уставом? При приведении устава общества в
соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 №
312-ФЗ (далее – Закон № 312-ФЗ) новую редакцию
учредительного договора в регистрирующий орган
представлять не нужно. В соответствии с Законом № 129-ФЗ
государственной регистрации подлежат учредительные
документы юридических лиц. Учредительные договоры
обществ с ограниченной ответственностью с 1 июля 2009
года утратили силу учредительных документов (п. 4 ст. 5
Закона № 312-ФЗ), поэтому их государственная регистрация
после указанной даты осуществляться не будет.
Вопрос 5. Возможно ли
отчуждение доли или части доли в уставном капитале
общества с ограниченной ответственностью до приведения
его устава в соответствие с требованиями Федерального
закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ? Ни Федеральный закон
от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной
ответственностью», ни Федеральный закон от 08.08.2001 №
129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей» не содержат
ограничений, связанных с возможностью отчуждения доли
или части доли в уставном капитале общества с
ограниченной ответственностью до приведения его устава в
соответствие с нормами Федерального закона от
30.12.2008 № 312-ФЗ. Поэтому заявление о государственной
регистрации изменений, связанных с отчуждением
участником (участниками) доли или части доли в уставном
капитале общества, может быть представлено в
регистрирующий орган до представления документов,
связанных с приведением устава данного общества в
соответствие с нормами Федерального закона от 30.12.2008
№ 312-ФЗ.
Вопрос 6. Можно ли
зарегистрировать новое место нахождения общества с
ограниченной ответственностью или внести изменения в
сведения о руководителе общества до приведения его
устава в соответствие с Федеральным законом от
30.12.2008 № 312-ФЗ. Не приведение устава общества в
соответствие с нормами Федерального закона от 30.12.2008
№ 312-ФЗ не может являться основанием для отказа в
государственной регистрации изменений сведений об
обществе, в том числе и сведений о месте нахождения
организации или ее руководителе.
Вопрос 7. Должны ли
общества с ограниченной ответственностью,
зарегистрированные до 1 июля 2009 года и находящиеся в
процессе реорганизации или ликвидации, а также
планирующие провести реорганизацию или добровольную
ликвидацию, привести свои уставы в соответствие с
нормами Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ до
подачи в регистрирующий орган документов, необходимых
для внесения в государственный реестр записи о
завершении реорганизации или ликвидации общества, а
также перед началом процедуры реорганизации или
ликвидации? В рассматриваемых случаях приведение
уставов общества в соответствие с Федеральным законом от
30.12.2008 № 312-ФЗ (далее – Закон № 312-ФЗ)
представляется не целесообразным. С точки
зрения законодательства о регистрации юридических лиц не
приведение устава общества в соответствие с требованиями
Закона № 312-ФЗ не может являться основанием для отказа
в государственной регистрации юридических лиц,
создаваемых или прекращающих деятельность в результате
реорганизации, а также ликвидации юридического лица. То
же самое относится и к внесению в ЕГРЮЛ записи о начале
процедуры реорганизации или ликвидации общества с
ограниченной ответственностью.
Вопрос 8. В связи с
вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2008 №
312-ФЗ должен ли быть увеличен уставный капитал общества
с ограниченной ответственностью в случае, если его
размер составляет менее 10 000 руб. Согласно пункту 1
статьи 14 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об
обществах с ограниченной ответственностью» в редакции,
действовавшей до 1 июля 2009 года, размер уставного
капитала общества с ограниченной ответственностью должен
быть не менее 100 МРОТ (стократной величины минимального
размера оплаты труда), установленного федеральным
законом на дату представления документов для
государственной регистрации общества. Таким
образом, требование к размеру уставного капитала
общества предъявлялось законодательством об обществах с
ограниченной ответственностью только на момент его
государственной регистрации, что позволяло обществам,
созданным до 1 марта 1998 года, до настоящего времени не
увеличивать свой уставный капитал до минимального
размера – 10 000 руб. В соответствии с изменениями,
внесенными Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ,
указанная норма сформулирована следующим образом: размер
уставного капитала общества должен быть не менее чем 10
000 руб. Таким образом, с 1 июля 2009 года размер
уставного капитала общества должен быть не менее 10 000
руб. не только на момент его государственной
регистрации, но и в любой другой
момент. Указанные изменения влекут за собой
необходимость увеличения размера уставного капитала
общества с ограниченной ответственностью до 10 000
руб. Согласно положениям пункта 2 статьи 12
Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ сведения о
размере уставного капитала общества должны отражаться в
его уставе. Поэтому устав общества, приведенный в
соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 №
312-ФЗ, должен содержать соответствующие требованиям
законодательства сведения об уставном капитале.
Вопрос 9. Общество
увеличило уставный капитал. Возможно ли внесение
изменений в сведения об уставном капитале общества,
содержащиеся в ЕГРЮЛ, одновременно с приведением его
устава в соответствие с требованиями Федерального закона
от 30.12.2008 № 312-ФЗ? Увеличение уставного капитала
общества связано с необходимостью внесения изменений в
его устав, поскольку на основании положений пункта 2
статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об
обществах с ограниченной ответственностью» сведения о
размере уставного капитала общества должны содержаться в
его уставе. В рассматриваемом случае в заявлении о
государственной регистрации по форме № Р13001 наряду со
строкой и листами заявления, связанными с приведением
устава в соответствие с Федерального закона от
30.12.2008 № 312-ФЗ, необходимо заполнить
соответствующую строку и лист заявления, связанный с
увеличением уставного капитала. Отметим, что
увеличение уставного капитала обществ с ограниченной
ответственностью связано с изменением номинальной
стоимости (в предусмотренных законом случаях — размера)
долей участников общества (статья 18 и 19 Федерального
закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). Указанные сведения должны
быть представлены в регистрирующий орган для отражения в
ЕГРЮЛ.
Вопрос 10. Общество
изменило место нахождения. Возможно ли внесение
изменений в сведения о месте нахождения общества,
содержащиеся в Единый государственный реестр юридических
лиц, одновременно с приведением устава общества в
соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 №
312-ФЗ, учитывая, что сведения о месте нахождения
согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от
08.02.1998 № 14-ФЗ должны отражаться в его
уставе? Да, это возможно. Для этого в заявлении о
государственной регистрации по форме № Р13001 наряду со
строкой и листами заявления, связанными с приведением
устава в соответствие с Федеральным законом от
30.12.2008 № 312-ФЗ, необходимо заполнить
соответствующую строку и лист заявления, связанный с
изменением места нахождения.
Вопрос 11. На
основании пункта 2 статьи 12 Федерального закона от
08.02.1998 № 14-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 июля
2009 года) сведения о размере и номинальной стоимости
доли каждого участника общества должны были быть
отражены в его уставе. После 1 июля 2009 года указанное
требование исключено из приведенной нормы Федерального
закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ. Вместе с тем,
рассматриваемая норма в действующей редакции
предусматривает, что устав общества может также
содержать иные положения, не противоречащие указанному
закону и иным федеральным законам. Могут ли сведения о
размерах долей участников общества быть включены в устав
после 1 июля 2009 года? Отражение в уставе общества с
ограниченной ответственностью после 1 июля 2009 года
сведений о размерах и номинальной стоимости долей его
участников не будет противоречить положениям
законодательства об обществах с ограниченной
ответственностью. В данной ситуации скорее нужно
говорить о целесообразности включения в устав общества
сведений об участниках, учитывая новые положения
Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, в частности
об обязанности общества вести список его участников, о
приоритетности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, пока не
будет установлено иное.
Вопрос 12. Внесенные в
Единый государственный реестр юридических лиц сведения о
размерах и номинальной стоимости долей участников
общества признаются достоверными до тех пор, пока их
достоверность не будет опровергнута нотариально
удостоверенными документами или заявлениями,
подписанными всеми, указанными в ЕГРЮЛ участниками
общества, либо пока иное не будет установлено решением
суда. О каких заявлениях участников общества идет
речь? В соответствии с пунктом 1.2 статьи 9
Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О
государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей» (в редакции
Федерального закона от 19.07.2009 № 205-ФЗ), заявление,
уведомление или сообщение представляется в
регистрирующий орган по форме, утвержденной
уполномоченным Правительством РФ федеральным органом
исполнительной власти, и удостоверяется подписью
уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой
должна быть засвидетельствована в нотариальном
порядке. До утверждения форм заявлений о
государственной регистрации в установленном
законодательством порядке в рассматриваемой ситуации
рекомендуется использовать форму № Р14001 «Заявление о
внесении изменений в сведения о юридическом лице,
содержащиеся в Едином государственном реестре
юридических лиц», размещенную на сайте ФНС России в
рубрике «Государственная регистрация и учет
налогоплательщиков» по адресу http://www.nalog.ru/.
В указанной рекомендуемой форме лист заявления, в
котором проставляется подпись заявителя и предусмотрено
место для свидетельствования подписи в нотариальном
порядке, расположен в конце заявления, что позволяет
заполнить его в отношении каждого участника отдельно и
приложить к одному заявлению. |
|